Египетская магия

Египетская магия

Амулеты начали использоваться в Египте. Древние египтяне верили, что талисманы защищат их от всех опасностей. Каждый амулет имел свое значение.

Черная магия: суть

Всевозможные проклятия были популярны в древнем Египте. Многие убеждены, что именно Египет был местом рождения колдовства. Считается, что магия египтян была черной.

Она была доступна только жрецам, которые как раз и помогали обычным людям устанавливать связи с богами и решать задачи. Жрецы давали ответы на вопросы о будущем, помогали проводить обряды.

Большой популярностью пользовались различные любовные напитки, с помощью которых привораживали людей. Часто проводились обряды на изгнание духов. Во время проведения жрецы использовали амулеты и талисманы.

Суть египетской магии в обращении в божественному пантеону. Важно было правильно строить речь, произносить имена нужным тоном. Египтяне, в отличие от христиан, обращались к богам в приказном форме. Боги были мощным инструментом исполнения своей воли.

Обряды выполнялись на изгнание злых духов, на привлечение удачи, на здоровье, деньги, любовь.

Больше информации о магии Древнего Египта ниже.

Исторические факты

Именно египтяне были первыми людьми, которые начали использовать амулеты. Они не сомневались в том, что определенные предметы способны защитить их от всех опасностей. Древнеегипетские обереги изображали богов, животных, символы.

Вещицы изготавливались из разных материалов. Волшебной силой их наделяли произнесенные заклинания. Каждый амулет имел определенное предназначение.

Древние египтяне активно использовали как любовные зелья, так и отворотные напитки, с помощью которых можно было разрушить чей-то брак. Некоторые рецепты, дошедшие до наших дней, современным людям покажутся безумными.

Скажем, в одном из текстов предлагается взять яблочные зерна, ячмень и кровь клопа, укусившего черную собаку. Все это необходимо смешать с перхотью убитого человека, а также кровь того, кто желает приворожить объект своей страсти.

Черной магии отводилось особое место. К примеру, в Древнем Египте получили широкое распространение всевозможные проклятия. Каждая гробница содержит описание тех ужасов, которые ожидают человека, посмевшего потревожить усопшего фараона.

Удалось установить, что однажды фараон Эхнатон наложил проклятие памяти на бога Амона-Ра. Потомки Эхнатона в наказание подвергли его анафеме, отказались от его наследия.

Египетская магия: появление, суть

У ученых, которые убеждены в том, что именно Древний Египет является родиной колдовства, есть для этого все основания. Таинственные ритуалы, загадочные иероглифы, обилие пирамид и храмов, обожествление фараонов – все это создало завораживающую и влекущую атмосферу.

Египетская магия зародилась как неотъемлемый элемент религии и жречества. Нельзя не заметить тесную связь, которая существовала между религиозными и колдовскими ритуалами. Многие из них трудно отличить друг от друга.

Магия появилась тогда, когда людям захотелось наладить контакт с богами. К сожалению, до сих пор не удалось установить даже приблизительную дату ее возникновения. Суть магии заключалась в прямом обращении к божественному пантеону.

Египтяне в отличие от христиан взывали к своим богам в приказной форме. С помощью обрядов и заклинаний они стремились осуществить собственные заветные желания, не дать воплотиться в жизнь страхам.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Tatyana Allyurova (@tatyana_allyurova)

Ученые до сих пор придерживаются разных точек зрения по поводу того, была ли магия Древнего Египта черной или белой. Многие убеждены в существовании и той и другой разновидности. Черной считалась та магия, которая утратила изначальный добрый посыл.

Жречество

Простым смертным магия была не доступна. Устанавливать связь с богами, решать практические задачи людям помогали жрецы. Жречество составляло высшую прослойку общества. Оно занималось организацией и проведением церемоний, поддерживало культ богов, являлось хранителем культурных ценностей и древних традиций.

В своей деятельности жрецы активно использовали сакральные магические предметы. Считалось, что этой привилегированной группе людей известны древние тайны.

Магия египетских жрецов применялась в различных сферах жизни. С ее помощью люди лечились от болезней и защищались от них. К жрецам обращались те, кто хотел узнать свое будущее или понять свое предназначение. С их помощью люди насылали проклятия на своих врагов. В круг интересов жречества также входили ритуальные процессы.

Приворот

Египетская религия и египетская магия много внимания уделяли и любви. Обитатели Древнего Египта верили в возможность вызвать чувства у другого человека с помощью обрядов и заклинаний. Большой популярностью пользовались всевозможные любовные напитки.

Раскопки позволили обнаружить описание заклинания, датируемое приблизительно 1100 годом до нашей эры. В тексте маг не просто взывает к богам, но и обещает уничтожить их храмы, если они не исполнят его желание.

«Приветствую тебя, отче богов, Ра-Хоратхи, приветствую вас, Семь Хатор. Приветствую вас, владыки земли и небес. Пусть он, сын его, следует за мной, как служанка за детьми, пастух за стадом, а бык за кормом. Если вы не заставите его следовать за мной, я спалю огнем Бусирис».

Обряды

Часто проводился обряд, целью которого было изгнание злых духов. Во время его провидения жрецы пользовались амулетами и талисманами. Чаще всего это был защитный символ Урей, изображенный в виде змеи, которая извивается на лбу фараона.

В ритуале также применялись окуривающие смеси и благовония, которые были нужны для того, чтобы изгнанный демон не вернулся.

Также популярностью пользовались обряды на привлечение здоровья, излечение. Они проводились с помощью магических знаков. В основном использовался «анкх» — крест, имеющий закругленный наконечник.

Обряды традиционно завершались жертвоприношениями. Древние египтяне отдавали земле вино, пищу, кровь. Таким образом они прославляли своих богов. Считалось, что жертвоприношение усиливают магию египетского обряда.

Какие бывают египетские заклинания?

Суть древнеегипетской магии в непосредственном обращении к божественному пантеону. Правильное построение речи, применение имён богов соответствующим тоном давали жрецам власть над исполнением своих желаний. Путем многочисленных исследований было выявлено главное отличие христианской и египетской магии.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от Таролог, Астролог, Школа Таро (@taro.kseniya.kupriyanova)

Если христиане в молитвах и ритуалах обращались к Господу с просьбой, говоря «На всё воля твоя», то египтяне же взывали к богам в приказной форме. Боги Древнего Египта, несмотря на священность и власть, для жрецов были мощным инструментом исполнения своей воли.

В отличие от многих культур, этот народ стремился обрести власть над богами и подчинить их своей воле. Если Моисей, согласно святому Стефану, наученный «всей мудрости Египетской» творил чудеса по слову иудейского Бога, то магия египтян творилась богами по власти человеческой.

Оттого тонкая грань между белым и чёрным истончилась, однако сила древнеегипетской магии только возросла. До наших времён дошло малое количество белых заговоров.

Благодаря книгам, найденным на раскопках, исследователи выделили наиболее мощные из них: заклинания на изгнание злых духов, привлечение удачи и счастья, укрепление тела и духа, рост благополучия, здоровья и любви.

Египтяне не придерживались чёткого соблюдения временных рамок и положения светил на небесах. Главным правилом произнесения заклинаний оставалось чёткое произношение.

Изгнание злых духов

Огромное внимание маги Древнего Египта уделяли амулетам и талисманам. Фигурки скарабеев, анкх, глаз Тота, крылья Исиды, фигурки богов выступали накопителем для магических сил и маятником для богов.

Традиционно заговор на изгнание злых духов произносился с помощью талисмана, выбранного жрецом. Особое предпочтение в заклинаниях на изгнание отдавалось Урею — защитному символу фараонов. Урей представлялся в виде змеи, выступающей изо лба фараона.

В современном мире такой предмет можно найти в специализированных магазинах, или же изобразить для ритуала на бумаге.

Чтобы изгнать злого духа, египтяне привязывали одержимого к кровати на ночь и читали два заговора: один — вечером, другой — наутро.

Также в ритуале использовали благовония и окуривающие смеси для того, чтобы быстрее изгнать демона и не дать ему вернуться.

Вечером над больным произносили, выставив перед собой символ Урея:

«Тот, бог мудрости, Исида, мать всего сущего, услышьте слова мои и донесите их до Амона. Из тела бренного, духом злым осквернённого зло изгоните и Анубису верните».

Утром комнату с больным отпирали, читали ниже описанный заговор, а затем освобождали.

«Как замок был надёжно заперт, так душа для злых демонов силой Осириса будет закрыта. Отныне и впредь».

Египтяне почитали богов, несмотря на извечное стремление подчинить себе их власть, поэтому традиция жертвоприношений после успешных ритуалов практиковалась повсеместно. Египтяне отдавали земле во славу богов кровь, вино, пищу. Современные маги, практикующие египетскую магию, благодарят богов красным вином и белым хлебом.

Привлечение удачи

Данное мощное заклинание направлено на привлечение удачи и наложение защиты на заговариваемого. Для ритуала вам понадобится:

  1. Белая свеча;
  2. Пергамент:
  3. Рисунок с именем «Amon», написанный чёрными чернилами.

Свечу зажгите и поставьте на рисунок. Сосредоточьтесь и громко, чётко и внятно произнесите первую часть заговора:

«Нет убежища для сердца, кроме Амона. Тот, чьё имя — величайшая тайна. Я рассыпаю слова вслух так, что Нил услышит моё добро. Отвратятся неудачи и спросят боги моей защиты и удачи».

Пергамент расстелите перед свечёй и напишите теми же чернилами следующее:

«Амон Ши, приходящий в наш мир для того, чтобы мы повторили добрые дела его, сделал чистым сердце моё, чтобы я заставил зло умолкнуть. Четыре добрых дела сделал я, четыре ветра для каждого, чтобы тот смог дышать. Я устроил Великий потоп, чтобы бедные возымели Великую власть. Я сделал всё, я приказал злу не совершать лиха и делать добро во имя подношения Богам».

Исписанный пергамент положите под свечу и проговорите третью часть заговора:

«Амон, слова, произнесённые тем, чьё имя известно тебе одному, благослови меня защитой и удачей».

Оставьте свечу догорать, под конец аккуратно сожгите в её пламени папирус и рисунок. Пепел бросьте в реку.

Здоровье

В ритуалах излечения также применялись магические знаки. Чаще все это был крест с закруглённым наконечником, называемый «анкхом», что в переводе означало «жизнь» или «жизнь вечная».

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от 💜Магазин Магии TarotAngel💜 (@magazinmagii)

Заговор читали как над больными, так и над собой, по необходимости. Для этого анкх клали в воду и заговаривали её:

«Сила великой реки придаст мне свободы, сила чёрной земли придаст мне крепости. Сила Осириса, нетленного, придаст неуязвимости. К трём столпам взываю и жизненной силы прошу».

Затем воду выпивали.

В современных условиях анкх легко найти в продаже, также можно вылепить его из глины и обжечь, сплести из лозы или просто нарисовать на вощёной бумаге несмываемой тушью.

Деньги

У древних египтян финансовое дело было развито гораздо больше, нежели у тех же славян. Посему денежному достатку придавалось огромное значение. За благополучие в древнеегипетском пантеоне отвечали Шаи, первоначальный бог виноградной лозы, покровитель богатых, и Хапи — бог урожая.

Призывая к этим богам, жрецы брали сосуды с водой и садились между ними. Пальцами, омоченными в разных сосудах, рисовали на лбу корону и читали заговор:

«Я (ваше имя), приветствую вас, о Шаи, бог удачи, и Хапи, бог плодородия. Взываю к вам властью, данной мне чёрной землёй и течением глубокого Нила. Как воды его текут под землёй, вымывая вверх золото, так пусть прибьёт его к ногам моим. Пусть, приумножаясь, не оскудеет моё богатство. Примите в жертву полям своим воду эту и вознаградите семью мою достатком».

На этих словах сосуды опрокидывались, и вода вытекала в землю.

Любовь

К заговорам на любовь прибегали в основном женщины, мужских заговоров до наших времён дошло мало. Современные белые маги-практики призывают отказаться от египетских мужских заговоров на любовь, считая их опасными как для творящего магию, так и попадающего под её влияние.

Древнеегипетские жрецы-мужчины, прибегая к приворотам, не скупились на изъявление власти, тем самым грубо подчиняя себе человеческую волю. В отличие от них, женщины, существа более богобоязненные, относились к заговорам на любовь так, как христиане относятся к молитвам. С соответствующим благоговением, просьбой, подпитываемой искренностью чувств.

Перед тем, как читать заклинание на любовь, египтянки брали фигурку Хатор и обматывали её красной нитью или лентой.

«Я, дочь Света (имя) приветствую тебя, о Ра, о покровитель. Приветствую я семь явлений Хатор, семь лик богини любви, рождающей Солнце. Приветствую я всех богов земли, всех покровителей неба. Придите вы к (имя возлюбленного), да возьмите за руку, да направьте ко мне, как белую корову, идущую за травой зелёной, как стадо, идущее за пастухом. Миг будет идти, да век со мной проведёт, и рядом со мной потеплеет».

Древнеегипетская и греческая алхимия

Родиной алхимии считается Древний Египет. Алхимики вели начало своей науки от Гермеса Трисмегиста (он же египетский бог Тот), и поэтому искусство делать золото называлось герметическим. Свои сосуды алхимики запечатывали печатью с изображением Гермеса – отсюда выражение «герметически закрытый».

Существовало предание, что искусству обращать «простые» металлы в золото ангелы научили земных женщин, с которыми вступили в брак, о чем рассказано в «Книге Бытия» и «Книге пророка Еноха» в Библии. Это искусство было изложено в книге, которая называлась «Хема».

Арабский ученый аль-Надим (10 век) полагал, что родоначальником алхимии был Гермес Великий, родом из Вавилона, поселившийся в Египте после Вавилонского столпотворения.

Колыбелью химии принято считать Александрийскую академию. Основанная Александром Македонским в 332 году до нашей эры новая столица Египта – Александрия – быстро стала крупнейшим торговым и культурным центром античного Средиземноморья.

Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 год до нашей эры) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII века нашей эры).

С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. Греки принесли в Египет свою натурфилософию, прежде всего учение Платона и Аристотеля.

В самом Египте имелась высокоразвитая ремесленная химия, причём её существенное отличие от греческой заключалось в сосредоточении ремёсел вокруг храмов, прежде всего храмов египетского бога Тота (Джехути).

В храмах используемые рецептуры и технологические процессы тщательно записывались, сохранялись и оберегались от непосвящённых; в то же время они тесно связывались с астрологией и магическими обрядами.

Практическими знаниями в Египте (в отличие от Греции), таким образом, обладали не только простые ремесленники – рабы и представители низших классов свободных людей, но и жрецы – достаточно образованные люди, занимающие высокое социальное положение.

Именно в Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia.

Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде «египетского искусства».

В результате объединения практических знаний египетских жрецов и натурфилософии произошли два взаимообусловленных процесса:1. Эллинизация «священного тайного искусства» египетских жрецов. Практические знания приобрели «теоретическую базу» в виде платовско-аристотелевского учения о четырёх элементах-стихиях.

Мистификация натурфилософии. В рациональную систему Аристотеля были привнесены посылки Пифагора о важнейшей роли числа и прочие мистические элементы, изначально совершенно нехарактерные для аристотелевской метафизики.

Родившаяся в Александрии алхимия сразу же обзавелась небесным покровителем – им стал египетский бог Тот (Джехути) – бог луны, мудрости, счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг, создатель календаря, аналог греческого Гермеса, вестника богов, бога торговли, обмана и т.п.

Тот-Гермес часто отождествляется с легендарным основателем алхимии Гермесом Трисмегистом (Ερμής ο Τρισμέγιστος, Трижды Величайшим), которому, по мнению алхимиков, люди обязаны существованием письменности, календаря, астрономии и пр.

В Александрийской академии лаборатории «священного искусства» размещались в главном здании академии – храме Сераписа (храм жизни, смерти и исцеления). На протяжении всего своего существования алхимия оставалась наукой герметической – закрытой для непосвящённых.

 

Посмотреть эту публикацию в Instagram

 

Публикация от КСЕНИЯ•ЯR🌙Wi🕇☾♄moon 🌙 (@k_senia_yar)

Основными объектами изучения александрийской алхимии являлись металлы; именно в александрийской алхимии сформировалась традиционная металлопланетная символика алхимии, в которой каждому из семи известных тогда металлов сопоставлялась соответствующая планета и день недели.

Впрочем, в европейской алхимической традиции ртуть зачастую металлом не считалась, поскольку в Библии она не упомянута. Основой всех алхимических теорий является теория четырех элементов. Эта теория была подробна разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель.

Согласно учению Платона Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной Первичной материи . Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Аристотель добавил к четырем элементам пятый – квинтесенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили фундамент того что принято называть алхимией.

Триада алхимиков – сера, соль и ртуть. Особенностью теории единства серы, ртути и соли являлась идея макро и микрокосмоса. То есть человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера – Дух, Ртуть – Душа, Соль – тело.

Таким образом и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов – тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля.

И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека получим: Сера – бессмертный дух (то что без остатка исчезает из материи при обжиге).

Ртуть – душа (то что соединяет тело и дух). Соль – тело (то материальное что остается после обжига).

Сера и ртуть также рассматривались как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям.

На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Найдя его он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего прибавив к ней нужные ему качества получал философский камень.

Идея единства всего сущего символически изображалась в виде гностического змея уробороса (ouroboros) – змея пожирающего свой хвост – символа Вечности и всей алхимической Работы.

К числу несомненных практических достижений греко-египетских алхимиков следует отнести открытие явления амальгамирования металлов (описано Диоскоридом, I век ннашей эры).

Александрийскими алхимиками был усовершенствован способ извлечения золота и серебра из руд, для чего широко применялась ртуть, получаемая из киновари или каломели. Амальгаму золота начали применять для позолоты. Алхимиками был разработан также способ очистки золота купелированием – нагреванием руды со свинцом и селитрой.

Помимо практического значения, уникальная способность ртути образовывать амальгаму привела к появлению представления о ртути, как об особом, «первичном» металле. Тому же способствовали и необычные свойства соединения ртути с серой – киновари, – которая в зависимости от условий получения имеет различную окраску – от красной до синей.

Первым значительным представителем александрийской алхимии, имя которого дошло до наших дней, являлся Болос Демокритос из Менде, известный ещё как Псевдо-Демокрит (около 200 года до нашей эры). Написанная Болосом книга «Физика и мистика» состоит из четырёх частей, посвящённых золоту, серебру, драгоценным камням и пурпуру.

У Болоса впервые сформулирована идея трансмутации металлов – превращения одного металла в другой, прежде всего неблагородных металлов (свинца или железа) в золото, ставшая основной задачей всего алхимического периода.

Следует отметить, что возможность трансмутации обосновывалась алхимиками на основе теории четырёх элементов-стихий. Сами элементы, сочетанием которых образованы все вещества, способны превращаться друг в друга.

Поэтому превращение одного металла, составленного из этих элементов, в другой металл, составленный их тех же элементов в другом сочетании, считалось лишь вопросом метода (искусства).

Практической предпосылкой возникновения идеи трансмутации могло быть известное с древности резкое изменение окраски и свойств металла при введении некоторых добавок (например, цвет известной с IV тысячелетия до нашей эры мышьяковистой меди варьируется от белого до красноватых и золотистых оттенков).

Осуществление трансмутации металлов и составило основную задачу алхимии на протяжении всего её существования. Первые описания способов изготовления сплавов, подобных благородным металлам, имеются уже в работе Болоса; в частности, там описывается приготовление латуни – жёлтого сплава меди с цинком, каковой сплав, по мнению Болоса, являлся золотом.

Ещё одно дошедшее до нашего времени сочинение александрийского периода – энциклопедия, которую около 300 г. написал Зосим Панополит. В этой книге, представляющей собой производственные рецептуры, обильно сдобренные мистикой, им сведены все знания по алхимии, собранные за предыдущие пять или шесть веков.

Зосим определял алхимию как искусство делания золота и серебра, причём особо указывал на запрет разглашения тайн этого искусства.

Голова Гермеса около 500 года до нашей эры, Вилла Джулия, Рим.

Помимо упомянутых собраний рецептур, от александрийского периода осталось также и множество герметических текстов, представляющих собой попытку философско-мистического объяснения превращений веществ, к числу которых относится и знаменитая книга «Изумрудная скрижаль» («Tabula smaragdina») Гермеса Трисмегиста (оригинал книги считается утраченным).

В целом следует отметить, что об александрийском этапе алхимии известно очень мало, так как Александрийская библиотека была практически полностью уничтожена.

Кроме того, римский император Диоклетиан (243-315), дабы исключить возможность получения дешёвого золота, приказал уничтожить все труды по алхимии.

Утверждение христианства в качестве государственной религии Римской империи при императоре Константине (285-337) привело к ещё большим гонениям на алхимию, пронизанную языческой мистикой и в силу этого, безусловно, являющуюся ересью.

Поскольку средоточением естествознания и античной философии являлась Александрийская академия, она неоднократно подвергались разгромам фанатиками-христианами.

В 385-415 годах были разрушены многие здания Александрийской академии, в том числе и храм Сераписа. В 529 году римский папа Григорий I запретил чтение древних книг и занятие математикой и философией; христианская Европа погрузилась во мрак раннего средневековья.

Формально Александрийская академия прекратила свое существование после завоевания Египта арабами в 640 году. Однако научные и культурные традиции греческой школы на Востоке сохранялись какое-то время в Византийской империи (крупнейшая коллекция алхимических рукописей хранится в Библиотеке Святого Марка в Венеции), а затем они были восприняты арабским миром.

Гермес, в греческой мифологии вестник олимпийских богов, покровитель пастухов и путников, бог торговли и прибыли. Сын Зевса и Майи, Гермес родился в Аркадии в пещере горы Киллены. Еще будучи младенцем, он ухитряется украсть коров у Аполлона.

Коровы возвращают хозяину, но Гермес из панциря черепахи изготовил впервые семиструнную лиру и музыка его звучит так чарующе, что Аполлон дает ему коров в обмен на лиру. Гермес в придачу к лире вручил и свирель, за что Аполлон подарил ему волшебный золотой жезл и научил гадать. Жезл Гермеса обладает силой усыплять и пробуждать людей, примирять враждующих.

Другой непременный атрибут Гермеса – волшебные крылатые золотые сандалии. Благодаря хитрости и обману Гермес освобождает Ио от Аргуса, надев шлем Аида, побеждает гигантов. Искусство плутовства он передает своему сыну Автолику. Другой сын – Пан – выступает как воплощение пастушеской ипостаси Гермеса.

Гермес одинаково вхож в мир живых и мертвых, он является посредником между людьми и богами, между людьми и обитателями аида. Он нередко выступает как покровитель героев: матери Фрикса и Геллы Нефеле он вручает златорунного барана, Персею – меч, своему потомку Одиссею открывает тайну волшебной травы, спасающей от колдовства Цирцеи.

Он умеет открывать любые узы, помогает Приаму проникнуть в стан ахейцев к Ахиллу.Гермес в поздней античности почитался как Трисмегист (отождествленный с египетским Тотом ), с которым связывались оккультные науки и герметические (т. е. закрытые) сочинения. Отсюда произошли герметизм и герменевтика.

Гермес – бог-олимпиец, но его образ восходит к божеству догреческого, возможно, малоазийского происхождения. Его имя производят от наименования древних фетишей-герм – каменных столбов или груд камней, которыми отмечали места погребений, дороги, границы. В Древнем Риме с Гермесом отождествляли Меркурия.

Тот, древнеегипетский бог, покровитель алхимии. Тот – в древнеегипетской мифологии бог луны, мудрости, письма и счёта, покровитель наук, писцов, священных книг и колдовства. Центром культа Тота был город Гермополь Великий.

Как бог ночного светила, считался «наместником Ра», когда тот ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов, правосудия и правды; как бог премудрости – изобретателем иероглифов, автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест, покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом – виновником и покровителем государственного и мирового порядка.

Он был визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем и вестником богов; на загробном суде Осириса Тот ведал записью деяний умершего. В мире богов Тот являлся судьей между Гором и Сетом, присутствовал при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса.

Поздние египетские тексты величают Тота «сердцем Ра», «гортанью Амона», «владыкой времен»; постоянный эпитет Тота – «владыка словес бога» – указывает на него, как на носителя откровения, посредника между верховным божеством и миром.

Эпитеты «дважды великий» и «трижды величайший», появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры, перешли в греческую письменность в форме Ερμής ο Τρισμέγιστος, которую стали прилагать и к отожествленному с Тотом Гермесу. Изображался Тот в виде ибиса или павиана, а также человека с головой ибиса.

Текст «Изумрудной скрижали» («Tabula smaragdina») Гермеса Трисмегиста

Не ложь говорю, а истину изрекаю.То, что внизу, подобно тому, что вверху, а то, что вверху, подобно тому, что внизу. И всё это только для того, чтобы свершить чудо одного-единственного.

Точно так же, как все сущие вещи возникли из мысли этого одного-единственного, так стали эти вещи вещами действительными и действенными лишь путём упрощения применительно случаю того же самого одного-единственного, единого.Солнце – его отец. Луна – матерь его. Ветер вынашивает его во чреве своём. Земля вскармливает его.

Единое, и только оно, – первопричина всяческого совершенства – повсеместно, всегда.Мощь его есть наимощнейшая мощь – и даже более того! – и явлена в безграничии своём на Земле.Отдели же землю от огня, тонкое от грубого с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием.

Тонкий, легчайший огнь, возлетев к небесам, тотчас же низойдёт на землю. Так свершится единение всех вещей – горних и дольних. И вот уже вселенская слава в дланях твоих. И вот уже – разве не видишь? – мрак бежит прочь. Прочь.

Это и есть та сила сил – и даже ещё сильнее, – потому что самое тончайшее, самое легчайшее улавливается ею, а самое тяжёлое ею пронзено, ею проникновенно.Так, так всё сотворено. Так!Бессчётны и удивительны грядущие применения столь прекрасно сотворенного мира, всех вещей этого мира.

Вот почему Гермес Трижды Величайший – имя моё. Три сферы философии подвластны мне. Три!Но… умолкаю, возвестив всё, что хотел, про деяние Солнца. Умолкаю.